РУС БЕЛ ENG

Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников

Создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования – одно из важных направлений в образовательном процессе.

Вопросы охраны жизни и здоровья детей закреплены:

1. Кодексом Республики Беларусь об образовании.

2.Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 17.04.2009 №42 (в новой редакции от 30 июня 2011г.) (ж-л «Пралеска» №11, 2011г).

3. Образовательном стандарте дошкольного образования (ж-л «Пралеска» №11, 2010г).

4. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 №50 Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

5. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь к 2012-2013 учебному году (ж-л «Пралеска» №7, 2012г).

В Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 41, пункт 2) чётко обозначено, что охрана здоровья включает  в себя:

- оказание медицинской помощи;

- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;

- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;

- организацию оздоровления;

-  создание условий для занятий физической культурой и спортом и другие направления деятельности.

Статья 91 Кодекса Республики Беларусь об образовании определяет основные требования к организации образовательного процесса:

- охрану здоровья обучающихся;

- соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул (летние - 90 дней; зимние – 10 дней; весенние – 10 дней; общая продолжительность каникул составляет 110 дней), соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса.

В соответствии со статьёй 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждения образования создают необходимые условия для организации питания.

Основные требования безопасной жизнедеятельности изложены в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования», которые включают:

- гигиенические требования к территории (глава 2);

- гигиенические требования к зданию (глава 3);

- гигиенические требования к оборудованию помещений (глава 7);

- гигиенические требования к содержанию территории и помещений (глава 9);

- гигиенические требования к распорядку дня (глава 11) и другие.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 №50 определён  Перечень оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

Таким образом законодательно закреплены и должны выполняться требования по безопасной жизнедеятельности воспитанников.

Осторожность – гарантия успеха, или чему и как учить дошкольников?

Учреждение дошкольного образования – это образовательное учреждение которое уделяет большое внимание созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

Работа по обучению безопасному поведению ведётся с учётом основных правил:

1. Не ограничиваться только обучением воспитанников нормам и правилам поведения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться  и быстро реагировать в экстремальных условиях.

2. Максимальный эффект достигается только  тогда, когда образовательная работа ведётся одновременно в трёх направлениях: учреждение дошкольного образования – воспитанник – семья.

3. Следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений, природных стихий. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, фобиям и даже стойким неврозам.

4. Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с воспитанниками, важно использовать свойственные  им «возрастные» страхи, сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

Чему и когда учить воспитанников?

Образовательный процесс  учреждения дошкольного образования по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников направлен на:

- осмысление детьми ценности собственной жизни и здоровья;

- ознакомление со стихийными явлениями природы (землетрясение, буря, гроза, град и т.д.), их происхождением, характерными признаками, негативными последствиями;

- развитие понимания опасности огня, электрического тока, обучение правилам пожарной безопасности, формирование умения быстро находить правильный выход их ЧС;

-  формирование осторожного отношения к лекарствам и химическим препаратам (ртуть в градуснике, ядохимикаты против вредителей сада и огорода, товары бытовой химии);

- обогащение знаний  о ядовитых растениях (ягоды, грибы);

- формирование знаний правил дорожного движения, правил поведения на улице,  пешеходном переходе и т.д.;

- формирование умения оказывать помощь себе и другим при травмах, полученных в результате несчастного случая.

Начиная с младших групп, детям рассказывают о последствиях неосторожного обращения с огнём, электроприборами, элементарных правилах дорожного движения, знакомят с домашними и дикими животными, умением с ними обращаться.

У детей 5-6 лет закрепляются правила пользования телевизором, магнитофоном, компьютером и др. электроприборами, пополняются и расширяются знания о пожарной безопасности, правилам дорожного движения, умением вести себя дома, обращение с животными,  играми с водой и на воде. Они обретают навыки пользования телефоном в случаях ЧС, узнают номера основных служб спасения (скорая медицинская помощь, милиция, пожарная служба).

Знакомясь с явлениями природы на занятиях, во время познавательно-практической деятельности, прогулок воспитанники узнают о существовании ядовитых растений, грибов, ягод (их можно показывать только на рисунках), о том, что нельзя употреблять неспелые фрукты, незнакомые ягоды и плоды, пробовать различные лекарственные препараты, играть с моющими и чистящими веществами, т.к. это может привести к серьёзным отравлениям, повреждениям организма.  Важно продолжать учить вести себя и с различными животными, насекомыми, пресмыкающимися.

Ежедневно дети встречаются с разными людьми. Задача педагогического работника объяснить, что люди есть разные (родные, близкие, знакомые и чужие) и как с ними общаться и в каких ситуациях. Как себя вести с чужими людьми (быть одновременно вежливым и осторожным, так как  за приятной внешностью человека может таиться реальная угроза жизни и здоровью).

Основные формы работы с детьми по обучению их основам безопасности жизнедеятельности:

- тематические занятия;

- игра (сюжетно-разивающая, дидактическая);

- познавательно-практическая деятельность;

- художественно-театральная деятельность (чтение  художественных произведений, театральные постановки,  рассматривание иллюстраций, картин и т.д.);

- общение (беседы, рассказы, игровой тренинг, создание проблемных игровых ситуаций  и т.д.).

Главное - образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединять разные направления: ознакомление с окружающим, валеолого-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искусство. Содержание и формы работы  должны  дать ребёнку возможность почувствовать  ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.

поделиться в: